Главная » Статьи » Биографии Мастеров |
Фунакоси Гитин родился 10
ноября 1868 года (1 год эпохи Мэйдзи — «Просвещение», 1868—1912) в районе
Ямакава-Сё (Yamakawa-Shо, с 1992 — Iwai) города Сюри. Ямакава-Сё располагалась
на холмах с западной стороны от замка Сюри. Это было типичное призамковое
поселение, в котором проживало несколько сотен жителей. Он происходил из
благородной семьи, принадлежавшей сословию сидзоку. Отец, Томинокоси Гису
(Tominokоshi Gisu), и дядя Гитин считались мастерами Бо-Дзюцу. Фунакоси Гитин
писал в «Каратэ-До-Ньюмон» («Каратэ-до: мой способ жизни»): «Мой отец был
высоким и красивым человеком. Он был мастером Бо-Дзюцу, хорошо пел и танцевал.
(Известно, что окинавский мастер Суэёси Дзино (Sueyoshi Jino, 1846—1920 гг.)
обучался Бо-Дзюцу у дяди Гитина). Он занимал небольшую должность, но когда
лишился работы, постепенно растратил все состояние своего отца — моего деда
Гифуку. Мой дед Гифуку был человеком глубоко образованным». Гитин рос под
присмотром деда, Томинокоси Гифу (Tominokоshi Gifu), который был знатоком
китайской и японской классической литературы, мастером каллиграфии,
стихосложения, адептом конфуцианского учения. Гитин в детстве не
отличался хорошим здоровьем. Он писал в «Каратэ-До-Ньюмон»: «Как большинство
моих сверстников, я увлекался окинавской борьбой Тэ-Гуми (Te-Gumi). Но так как
в детстве я был физическим очень слабым, то часто проигрывал и расстраивался по
этому поводу». Доктор, лечивший мальчика
разными травяными средствами, рекомендовал в целях укрепления его здоровья
заниматься тотэ, как тогда собственно и называлось каратэ на Окинаве. В
«Каратэ-До-Ньюмон» Фунакоси Гитин пишет: «От одного моего одноклассника я
узнал, что его отец мастер тотэ. И я попросил своего отца разрешить мне
заниматься у него. Отец согласился, надеясь, что это укрепит мое здоровье. Так,
в возрасте 15 лет, я пришел к мастеру Адзато, одному из самых знаменитых
мастеров Сёрин-рю.» Так Фунакоси Гитин начал
изучать популярный в то время на Окинаве стиль каратэ Сёрин-рю, а затем и
Сёрэй-рю. В 1916 г., мастер
Фунакоси, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай
продемонстрировать тотэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это
была первая официальная демонстрация тотэ в Японии. 13 февраля 1918,
образована ассоциация Окинава-Тодэ-Кэн-Кю-Кай (Okinawa-Tode-Ken-Kyu-Kai,
Окинавская ассоциация изучения тотэ), объединявшая для совместных практик и
обмена опытом мастеров Киян Тётоку, Симпан Сирома, Мабуни Кэнва, Мотобу Тёки. В 1921 г., Фунакоси
оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной
библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал
Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоси
организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai — Окинавская ассоциация духа
боевых искусств) и стал её председателем. В ассоциацию также вошли мастера
Тёсин Тибана, Токуда Амбун, Осиро Тёдо, Токумура Сэйтё и Исикава Хороку. В 1921 г., мастер Мотобу
Тёки переехал на Хонсю в Осаку. Он стал первым мастером, переехавшим в Японию с
целью распространения тотэ. Фунакоси Гитин
демонстрировал комплексы формальных упражнений ката и обучал технике карате.
Практическое применение карате мог доказать в схватке с любым соперником
великолепный боец Мотобу Тёки. Но Мотобу не знал японского языка и пропаганда и
распространение окинавского боевое искусства в Японии была организована именно
Фунакоси Гитином. В 1936 г. Фунакоси
построил первое додзё в Токио. Именно Фунакоси сменил имя карате, которое
раньше означало «китайская рука», или точнее, «Рука династии Тан» на имя
«пустая рука», воспользовавшись тем, что два этих слова звучат одинаково, но
имеют различное написание. Фунакоси Гитин большое
внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным
правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием
китайских корней карате имело целью сделать карате составной частью будо,
пронизанного японским национальным духом, основанной на самурайской культуре и
традициях. Под влиянием основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано, Фунакоси ввел
новое название: каратэ-до — «Путь карате» и требовал отныне называть свой стиль
именно так. Тем самым Фунакоси Гитин подчёркивал тот факт, что каратэ-до
является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзюдо системой
физического и духовного воспитания. После Второй мировой
войны, Фунакоси обучал учеников (по большей части состоящих из студентов
университета), развивал и в дальнейшем формализовал свой собственный стилькарате-до. Свой стиль Фунакоси назвал
Сётокан, как производное от своего литературного псевдонима, Сёто («ветер среди
сосен»), и морфемы кан, что означает «дом». Есть также и следующие переводы
названия Сётокан: «дом колышащихся сосен» или «зал сосны и моря». Спустя некоторое время, в
1955 г. была образована Японская ассоциация карате (JKA) которая формально
имела старшим инструктором Фунакоси Гитина, однако, сам Фунакоси отдалился от
участие в этой организации так как не поддерживал изменения в карате, превратившие
боевое искусство в, по большей части, спортивное единоборство. Большую роль в
модернизации карате сыграл сын основателя японского каратэ, Фунакоси Ёситака,
который ввёл удары ногой выше пояса, добавив тем самым зрелищности и спортивной
направленности. Фунакоси Гитин оставался в
Токио до самой своей смерти в апреле 1957 г., в возрасте 89 лет. Фунакоси Гитин опубликовал
несколько книг о карате, в том числе и автобиографическую — «Каратэ-До-Нюмон».
при
написании материала использовались источники: http://www.budopeople.ru/ и
http://ru.wikipedia.org |